Дополнительная общеразвивающая программа

ф

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
школд
олимпиЙского рЕзЕрвд J,,lъ 9 г. волгогрддд
спортивндя

Утверждаю:

принята
решением педагогического совета
мБу до сшор Jt 9
протокол Jф 01 от <23> марта2O2З года

МБУ ДО СШОР

NЬ 9

.В.Гурьева

мБудо
сшор

м9

МБУ ДО СШОР

ЛЪ 9

З> марта 202З годаJtlЪ 2011

,Щоr.lолнительная

образовательная общеразвивающая программа
по виду спорта
<(БокС>

Возраст с 9 до 18 лет
Срок реализации: 2 года

составитель
тренер-преподаватель по боксу
кандидат педагогических наук
Соловьев Павел Юрьевич

Волгоград
202З г.

I

СОДЕРЖАНИЕ
Ns
tt/п

Наименование разделов

пояснительная записка
Нормативная часть

1

]

1

1.2

Стр.

a

.)

]

Порядок зачисления в спортивно-оздоровительные группы

]

Организация образовательной дsятельности и режим тренировочной

1

работы.
1.з

примерное Планирование программного материfuта

7

1.4

Контрольно-rrереводные нормативы по ОФП.

8

z.

Программный материал

9

2.1

Теоретическая подготовка

9

2.2

Практическая подготовка

10

_)

Методическое обеспечение программы

з.1

Организация тренировочного процесса

11

э./-

Общая физическая подготовка

\2

J.J

педагогический мониторинг эффективности учебно-тренировочного

i1

1_5

процесса

iб

4

ВоспитательнаlI работа

5

Перечень информационного обеспечения

11

5.1

Список литераryрь]

|7

5.2

Ресурсное обеспечение программы

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАIIИСКА

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММ Ы
,Щополнительная общеразвивающаlt программа кБокс> - образовательная програмМа
физкультурно-спортивной направленности, которая отражает един}.ю систеМУ ПодготоВки
начинающих боксёров. Программа rrредназначена для детей и подростков оТ 9 дО 18 Лет,
которые испытывают потребность в двигательном режиме, но не могут быть зачислены на
этап начаJIьной подготовки. Срок реа-ilизации програNIмы до 2-х лет.
Настоящая rrрограмма разработана с учетом федеральных государственных требованиЙ к
минимуму содержания, структуре, усповиям реализации допопнительных образоватеЛЬныХ
программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения, УТВержденныМи
7З0,
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1З сентября 2013 Г.
в
Российской
методических рекомендаций по организации сгtортивной подготовки
Федерации, утвержденных приказом Минспорта России Ns 325 от 24.|0.2012г, приКаЗоМ
Министерства образования и на}ки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. NЬ 1008"Об

N

утверждении тrорядка организации и осуществления образовательной деятельностИ ПО
дополнительным обшеобразовательным программам"; с учетом федерального станДарТа
спортивной подготовки по виду спорта бокс, утверждённого приказом Минспорта России от
22 ноября 2022г. Ns 1055, и Федерального закона от 29.|2.2012 N 273-ФЗ (ред. от 2З.07.201З)
"Об образовании в Российской Федерации", Приказа Минспорта Росоии от 2].1,2.201З N1125
кОб утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта);

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 ЛЬ196 кОб утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным обrцеобразовательным
программамD; Распоряжения правительства РФ от 04.09.20t4 Nч1726-р <Концепция развития
доrтолнительного образования детей>; Методических рекомендациЙ по проектированию
доrrолнительньгх общеразвивающих rrрограмм (включая разно уровневые программы).
Москва,2015г.
Бокс - это один из самых сложньIх видов спорта, в котором от спортсмена требуется
идеальное сочетание выносливости, силы и скорости.
В данной программе представлены: модель построения подготовки юньIх сrrортсменов на
спортивно-оздоровительном этапе, минимальный возраст лиц для зачисленияи минимальное
количество лиц, проходящих подготовку, соотношеЕие объёмов тренировочного процесса по
видам подготовки, режимы тренировочной работы итребования по физической, технической и
спортивной подготовке. В программе определена общая последовательность изучения
программного материала, отражена методическаlI часть реализации программы и система
контроля.
Программа предусматривает осуществление физкультурЕо-оздоровительной работы,
направленной на физическое образование, разностороннюю физическlто шодготовку,
овладение основами техники бокса, выборе спортивной специilлизации, выполнение
контрольных нормативов для зачисления в группу начальной rrодготовки.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение основами
физической культуры, слагаемыми которой являются: креrrкое здоровье, хорошее физическое
развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знаttия и навыки в области
физической культуры, мотивы и освоенные способы (1мения) осуществJuIть физкультурноо:]доровительн}aю и спортивную деятельность.
Программа является актуапьной в силу того, что позволяет удовлетворить как запросы
родителей в организации занятий единоборствами для детей начаJIьного школьного возраста,
l,ак и для подростков, не прошедших отбор на обучение по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовке по виду спорта бокс.
J

Акryальность программы

осуществление физкультурно-оздоровитеirьной

!t

воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья ивсестороннее
к систематическим занятиям
физическое и личностное развитие, гIривлечение учаJцихся
к освоению программы,
физической культурой и спортом, подготовка детей

Основные задачи:

органов и систем организмадетеи;
укрепJIение здоровья и гармоничное развитие всех
о формирование стойкого интересак занятиям физической культурой и спортом, кзанятиям
боксом;
о
обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
о
отбор IIерспективных детей для дальнейших занятий боксом,
о

Основополагающие принципы программы:
.комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки для
всестороЕнего развития занимающихся (общей и сrrециальной физической подготовки,
технико-тактической, теоретической, воспитательной работы, медико- педагогического
контроля)

ПреемствеНностЬ - определяет последоватеJIьность изложения программного
процессе спортивной
материаJIа по годам обучения, для обеспечения в многолетнем
и
задач, средств и методов) объемов тренировочных
IIодготовки преемственности
соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической
подготовленности.
вариативность - предусматривает, в зависимости от индивидуальньж
особенностей включение в тренировочный rrлан рiLзнообразного набора тренировочных
средств и изменения Еагрузок.

ожидаемые результаты. В результате обучения по программе, обучающиеся должны
знать:

-

-

основные понятия, термины бокса,
жизни,
Роль физической культуры и спорта в здоровом образе
историю развития бокса,
правиласоревнований в избранном виде спорта
знать значение жестов рефери в риIlге

уметь:

-

применять правилабезопасности назанятиях,
владеть основами гигиены,
соблюдать режим дня,
владеть техникой выполнения ударов, защиты, 11редусмотренные программои
В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической
подготовленности.

Особенности реализациц программы
Программа рассчитана на 2-летний курс обуrения.
Учебный год составляет 52 недели, из Еих 46 уrебных и б недель, предусмотренных для
самостоятельной работы, восстtlновительньIх мероприятий в условиях каникулярного
периода.

ь
il|

,н

Козrичество занятий в неделю 2-З занятий. Щозировка нагрузоК и выбоР заданиЙ
дифференцируется в зависимости от возрастаи способностей )цащегося.при необходимости
меняется время на изучение конкретной темы.

!|

ill
i,l
i,I

,ill

":

4

Дкryальность программы

осуществление физкультУрно-оздоРовите-irьноЙ

Yl

воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья ивсестороннее
к систематическим занятиям
физическое и личностное развитие, привлечение учащихся
к освоению программы.
физической культурой и спортом, IIодготовка детей

Основные задачи:
всех органов и систем организмадетей;
о
укрепление здоровья и гармоничное р€Lзвитие
о формирование стойкого интересакзанятиям физической культурой и спортом, кзанятиям
боксом;
.
обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
.
отбор перспективных детей для даJIьнейших занятий боксом,

Основополагающие принципы программы:
окомплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки для
всестороннего развития занимающихся (общей и сrrециальной физической подготовки,
технико-тактической, теоретической, воспитательной работы, медико- педагогического
контроля)

определяет последовательность изложения программного
материfuча IIо годам обучения, для обеспечения в многолетнем процессе спортивной
IIодготовки преемственности задач, средств и методов, объемов тренировочных и
показчrтелей уровня физической и технико-тактической
соревновательЕых нагрузок,

-

Преемственность

-

рост

подготовленности.
от индивидуальньIх
в зависимости
- предусматривает,
Вариативность
особенностей включение в тренировочньй план разнообразного набора тренировочньгх
средств и изменения нагрузок.

ожидаемые результаты. В результате обучения по программе, обучающиеся должны
знать:

-

-

основные понятия, термины бокса,
жизни,
Роль физической культуры и спорта в здоровом образе
историю развития бокса,
правила соревнований в избранном виде спорта
знать значение жестов рефери в ринге

уметь:

-

применять правилабезопасности назанятиях,
владеть основаI\-{и гигиены,
соблюдать режим дня,
владеть техникой вь]полнения ударов, защиты, предусмотрецные программои
В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической
подготовленности.

Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 2-летний курс обl^rения.
учебный год составляет 52 недели, из них 46 уrебных и б недель, предусмотренных для
самостоятельной работы, восстztновительных мероприятий в условиях каникулярного
периода.

Количество занятий

],

itI

t,

в неделю

2-З занятий. Щозировка нагрузоК

и

дифференцируется в зависимости от возрастаи способностей уIащегося.При
меняется время на изучение конкретной темы.

выбоР

заданиЙ

необходимости

!|

iil
i,,

,i.,

4

Весь материал програN{мы рu"rrрaд"ftён в соответствии с принципом расширения
теоретических знаний, практических 1мений и навыков.

по мере изучения программы повышается уровень практических навыков
обучаюшдихся, что контролируется в течение учебного года (контрольные нормативы,
спортивные праздники).
учебно-тренировочные нагрузки строятся на основе след},ющих методических
rlоложений:
ориентация уровней нагрузок учащихся на соответствующие fIоказатели,
1)
достигчутыеспортсменами;
увеличение темпов ростанагрузок поэтапно;
соответствие уровня тренировочных нагрузок возрастным особенностям и уровню
IDдготовленности обуча*ощихся;
систем растуlцего
4)
учет закономерностей развития и взаимосвязи различньIх
организмаобучающегося.
Способы определения результативности.
уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольньж
по оФП и СФП, проводимьж в начале и конце уrебного года.
"oprur""oB
Критериями успешности обl-rения служат положительЕая диIlамика уровнЯ обпдеЙ
контропьньIх нормативов по
физической подготовленности, опредеJUIемаJI IIо результатам
оФП и СФП и желание продолжить занятия боксом на следующем этапе подготовки,
основными формами занятий в спортивной школе явJIяются: групIIовые практические
занятия, индивидуальные занятия тренера с отдельными боксёрами, самостоятельные
тренировки по индивидуальным планам и заданию тренера, лекции и беседы, просмотi]
специirльной физическсlй
учебньiх видеофильмов и соревнований, в соревнованиях по общей и
принимают участие в
не
груrrп
подготовке. Учащиеся спортивно-оздоровительньD(
соревнованиях по боксу. ,щля них организуотся спортивные rrрчlздники.
программа не предполагает для каждого года обучения определённые результаты,
которые выражены контрольными нормативами по теоретической, обrцей и специальной
и СФП.
физической подготовке. Важна rrоложительнчш динамика в уровне оФП
кая<дой
учебной группе поставлена задача с учётом возраста и
уровняподготовленности занимающихся и их возможностей.
Программа содержит сподуюшlие rrредметные области :
теория и методика физической культуры и спорта;
общая физическая подготовка;
избранный вид спорта;
другие виды спорта и подвижные игры;
технико-тактическiш и психологическая подготовка.
освоения программы является приобретение
Результатом
учащимисяследующих знаний, умений и навыков в

2)
3)

l

lрс,rlметных оOластях

ll

:

В об:tас.mч meopl,t.u. u :temrlOuKu фlчзtlчесliоit l;ylbmy7lbl, ч с:порпlа y,ta,ulttйcst,

do.,t,lK,ett

:ill(ll1lb,.

историю развития бокса;
основы философии и психологии спортивных единоборств;
место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
гигиgнические знания, умения и навыки;
режим дня, закаJIивание организма, здоровый образ жизни;
требования к оборудованию, инвентарю и сшортивной экипировке;
требования техники безопасности при занятиях боксом.

5

2)

В обласmu обu4ей u спецuальной фuзuческой поdzоmовкu учаu4uйся dолuсен влаdеmь,
комплексами физических упражнений;
НавыкамИ укрепленИя здоровья, повышения уровня физической
чувств (коллективизм,
работоспособности,воспитания личЕостных качеств и нравственных
взаимопомощь).
В обласmu вudа спорmа <бокс> учаu4uйся dолжен:
3)
Освоить соответствующие возрасту, полу и уровню
поДГоТоВленносТизаниМаюЩихсяТренироВочныенагрУЗки.
В обласmu освоенttя dруzuх вudов спорmа u поdвuжньtх u?р учаu4uйся dолжен:
4)
связанные с требованиями
уметь точно и своевременно выпоJIнять задания,
видаспорта и правилаN{и подвижньж игр;
соблюдать требования техники безопасности при
-

уметь

оаNIостоятельномвыполнении уrражнений.
В обласmu mехнuко-mакmuческой u псuхолоzuческой поdzоmовкuучаu4uйся dолэtсен
5)
освоить основы технических действий по боксу собрано возрасту и уровню
подготовленности;
уметь адаптироваться к тренировочной деятельности,

6

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1

1.1

порядок здчислЕниrI в спортивно-оздоровитЕльныЕ группы.

Весь процесс спортивно-оздоровительной подготовки делится на

2

этапа; 1 гоД

обучения, 2 год обуrения.
(СО) зачисляются учаIциеся
групшы
В спортивно-оздоровительные
общеобразовательньIх школ в возрасте от 9 лет, имеющио модицинский допуск к з€Iнятиямв
спортивной школе, желающие заниматься боксом, а так же не прошедшие конкурсный
отбЬр для обучеfiия по дополнительной образовате.ьной прогрЕlмме спортивной подготовки
по виду спорта бокс.

l.z

оБрАзовАтЕлъной двятвлъности и рЕжим

оргдниздция

ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ.

тренировочнiш деятельность организуется в течение всего календарного года, в
соответствии с календарным уrебным графиком, годовым учебньrм планом и календарем
спортивно-массовьIх мероприятий.
1.3 Примерное Планирование ПРОГРаI\iIМного материала

Годовой учебный план - график
(6 часов)
,Щля спорТивно-оздОровиrЪлiной группы 1о2 года обучения

ч

1

1

1

1

12

|4

13

10

1з

10

5

5

6

6

6

4

4

6
4

6
2

ш

1

1

п
п

9

актико-

еоретическаlI

vI vlI vIII Ix х

Iч

I

Содержание

Месяцы

цI

4

1

1

4

4

xI

хII

1

1

i

1

10

т4
6
4

15

1з

15

l38

6

6

6

4

4

4

64
12

4

1

1

ероприятия

20

того:

работа
часов

22

6

26

26

24

2

22

28

24

4

2

2

24

24

4

2

28

26

18

26

26

26

26

262

l4
18

26

26

zб

26

276

7

r..

Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительньIх группах не должна
превышать 2 академических часов.
Режим тренировочной работы.
количество
Год обучения

общее
количествочасов
в год
276

количество
тренировок в
неделю

часов в неделю

1-й год

6

z-3

2-й год

6

2-з

наполняемость
группы (чел)

|2-15
12-15

276

Условия зачисления и перевода в группу следующего года обучения
минимальный

Год
обучения

возраст дJIя
зачисления

выполнение
контрольных нормативов
ПО

Выполнение программьi

ОФП ИСФП

1

год

9

+

80-90%

2

год

10

+

93-100%

* - положительЕаrI динамика показателей уровня физической подготовленности.
1.4.

контрольно-пЕрЕводныЕ нормАтивы по оФп

С

целью определония уровня общей физической подготовлеЕности утIяrцихся за основу
контрольно переводньж нормативов по ОФП и СФП принимtlются следующие уrrражнения,
отражающие уровень рrввитиJI физических качеств

Физическое качество

:

Нормативы

Контрольные
упражнения(тесты)

9 лет

Быстрота

Бег 30 метров

+

Выносливость

Бег 500 метров

+

10

Сгибание и разгибание рук в
уtIоре лежа
Подтягивания

лети

лет

старше

+

+

+

Бег 1000 метров

Сила

11

+

Не менее 20

+

раз
+

Не менее 3
раз

в

,,

Поднимание
в

ног

+

+

Не менее 10

висе
нашведской стенке (выше
90")

Скоростно-силовыо
качества
Гибкость

раз

Прыжоквдлинусместа

+

+

Не менее 150
см

Наклон вперед стоя на скmлейке

+

+

Не менее 5 см

КонтРольные }iпражнения выполняются в начаJIе и конце r{ебного года и по результатам
Оценивается индивидуальная динамика изменений уровня физической подготовленности

КажДого обучающегося. Результаты выполнения тестов дJш детей 9 лет и старше
Засчитываются в качестве приемных нормативов дJuI перевода на обучение по
ДОПОлниТельноЙ образовательноЙ шрограмме спортивноЙ подготовки по виду спорта бокс и
зачислеЕия в группу начальной подготовки.

2.

ПРОГРАММНЫЙ МДТВРИАЛ

2.1 тЕорЕтичЕскАя подготовкА
На Спортивно-оздоровительном этапе необходимо ознакомить }чаrцихся с правилаI\dи
гигиены, правилaми поведения в спортивном зале и спортивной дисциплиной. основное
ВНИМаНИе ПРИ ПосТроении бесед и расскЕlзов должно быть налравлено на то, чтобы привить
ДеТЯМ ГОРДОСТЬ За выбрапньЙ вид спорта и формирование желания добиться высоких
спортивньIх результатов.

Теоретические занятия органически связаны с

физической, технической,

и волевоЙ подготовкоЙ. Главнiш ее задача состоит в том, чтобы научить
НаЧИНаЮщего боксера осмысливать и zшzrлизировать как свои деЙствия, так и действия
ПРОТИВниКа. Не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним.
ПСИХОЛОГИЧеСКоЙ

НаЧИНаЮЩих боксеров необходимо шриr{ать посещать соревнования, изучать техническ}.ю и

ТаКТическую подготовленность соперников, просматривать фильмы испортивные репортажи
по боксу.

ПРИ проведении теоретических занятий следует rIитывать возраст занимающихся и

излагать материал в доступной форме.

Для оценки качества усвоениJI теоретического материrrла применяется текущий и

ИТОгОвыЙ контроль. Формы оценки: тестирование, собеседование, творческие задания,

На практических занятиях следует дополнительно разъяснять занимающимся отдельные
вопросы техники вьшолнения улражнений, правил соревнований.

План теоретической подготовки
}iъ

п/п

Тема

Краткое содержание

Год обучения

l год

2 год

9

1

2

f

J

F

Вводное занятие

lIравила поведения в спортивном заJIе.
Инструктаж по технике безопасности при
занятиях физкультурой и спортом в
условиях спортивЕого зала и спортивной
площадки.
История рiввития бокса в древнем мире.
История бокса
История рzIзвития бокса и России и за
рубежом. Вьцающиеся боксеры прошлого и
настоящего.
места занятия боксом
Место
для проведения занятий
Оборудование и
и
инвентарь.
соревновzlний по боксу. Жесты рефери в

1

1

l

1

1

1

1

l

ринге.
4

гигиенические
навыки.Режим дня.

Режим

дня шкоJIьников?

занимающихся

спортом; основные элементы режима дня и
их выполнение. Понятие о радионaльном
Основыпрофилактики
питании.
инфекционньп< заболеваний. Вредные
привычки и их rrрофилактика.

2.2 прАктичЕскАя IIодготовкА
2.2.1 обutая фlllltческая поrготовка

(оФП)

- Общеразвивающие упражЕения должны быть направлены на всестороннее физическое
развитие занимающихся: равномерное развитие мышечной системы, укрепление костносвязочного аппарата, развитие большой подвижности в суставах, координации движениЙ и
умения сохранять равновесие, а также улучшение функции сердечно-сосудистой системы и
органов дыхания.
-

Упражнения для комплексного развития качеств.
Строевые упражнения. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два.
Повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Изменение скорости движения строя.
ОбщеразвивtIющие упражнения

-

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного

веса:

в упоре JIежа, приседания на одной и двух ногах.
Упражнениянагимнастической стенке, лазанье rrо канату с помощью и без помощи ног.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от З0 до i00
метров со старта и с ходу с максимаJIьной скоростью; Выполнение ОРУ в максимальЕом
IIодтягивание

из виса, отжимание

-

темIIе, прыжки в длину и высоту с места.

-

Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения рук до предела, мост).
Упражнения на гимнастической стенке и скамейке.
Упражнение для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног.
Перекаты, кувырки.
ii
iiI

-

Упражнение для развития скоростно-силовых качеств.

Эстафеты

iii
h1

]i
il
]lI
],,

iri

10

а
комбинированныес бегом, прыжками, перелезанием.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный
на 500,800, 1000 метров.

-

Упражнения других видов спорта.

Спортивныё игры - футбол, баскетбол, ручной мяч. Элементы гимнастики, акробатики,
- Подвижные игры и эстафеты.
2.2.2 Технико-тактическая попготовка

тематический план занятий

с

боксерами-новичками,

1) Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений, изучение прямыхударов

2)
3)

левой и правой в голову и защиты от них.
исерий) и
Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных
защит от них,
Применение изу{енного материаJIа в условных и вольньгх боях.
при освоении уrебного материаJIа основное внимание уделяется качеству, стабильности и
боевой стойки, а также правильности нilнесения прямых ударов в голову,

правильности
причем Ударьi должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и слитными
шагами в различньIх наIIравлениях.

изучение тактики на этом ограничивается маскировкой начала удара, нанесением

обманныХ ударов в голову, а также Ееожиданными чередовzlниями атак, }ходов и контратак,

изучая тактику ведения боя прямьrми ударами в голову и в туловище, следует особое
внимание обратить на то обстоятельство, что обманные удары в голову дают возможность

наноситЬ неожиданные удары в туловиIце и наоборот. Кроме того, необходимо научить
боксеров пользоваться такими тактическими приемами, как смена цели при нанесении серии
в туловище и наоборот),
Ударов (серия начинается ударами в голову и заканчивается ударов
принять такой тактический прием, как чередование последнего удара, т.е.

рекомендуется
боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов должен заканчивать серию каждый раз
в спарринг боях и
другим ударом. В конце второго года обучения боксеры приЕимают участие
групповых соревнованиях,

З.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ IIРОГРАММЫ

3.1.

Организациятренировочного процесса
тренировочные занятия проводятся в течении всего календарного года, включая

каникулярное время.

основными формами тренировочного процесса являются практические

и

теоретические
групповые занятия, у{астие в контрольньж соревнованиях, культурно-массовые мероприятия.
на каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач:
образователъных, оздоровительньIх и воспитатеJIьных. Оздоровительнь]е и воспитательные
задачи проходят через весь rrроцесс физического образования и решаютсяна каждом занятии.
каждое занятие является звеном системы тренировочного процесса, увязанных в
логическУю посJIедовательность, построенньIх друг за другом и направпенных наосвоение

учебного материirла конкретной темы.

1]
il

важнейшим

тренирйочIIого

требованием

занятия

является

обеспечение

дифференцироВанноГоииНДиВиДУаЛъноГоПоДхоДаку{аЩиМсясУЧеТомихсосТояния
IIодготовленности, особенностей
двигательной
развития,
здоровья, поJIа, физического
раЗВиТия'"""".,""п"хсвойствикачесТВ'соблюДенияГигиеническихflорМ.
общая физическая подготовка

3.2.

и IIодростков в
РасписаниезанятийВГрУIIПахсосТаВляеТ":'р"i:l:У;пре[оДаВаТеlеМ,сУчеТоМТоГо'чТоони
к обязательной учебной работе детей
нагрузкой
подготовки ставит
являются допоJIнителъной
Применение,р"д"," общей физической
учреждении.
занимаюIцикся,
общеобразовательном
общего физического развития
_
основной задачей укреплени" aoofro""",
основных двигательньж качеств
p*u".г""
нагрузку,
oa,nou"y*
несущих
укрепление мышц,
силы? быотроты,

общеЙ

и сIIециалЬной

выносливости,

координации

движений,

тренировки,
СредстваиУпражненияобщейфизическойПоДГоТоВкиДопжнысосТаВлятЬ
Группах и во все периоды
.u*r"r"i'uТ""*
каждого
неотъемлемую часть
ryi!з-:1х

Подбор,соДержаниеиДоЗироВкаУпражнений.uu""",оТУроВняфизическоГоразВития
шодготовленности,
периода, уровЕя физической
занимающ ихся, задач тренировочного
материыIьной базы,
tsозраста занимающихся и н€tJIиtIия
СmроевыеупраJкненuя

Повороты на месте и в движении
построения и ilерестроения на месте,
в
Размыкание в строю, Ходьба и бег
строю,

Стойка на JIопатках на
вперёд, назад, в стороны.
Кувырки
акробатики
ииз
элементы
Мост из положения лёжа на спине
партнёра.
помощью
с
стены
голове, стойка на руках у
партнёра)
(через стойку на руках или с rrомощью
назад
опусканием
с
стоя
(стоя" сидя.
положения
накJIоны и повороты тчловища
у
за головой, за спиной)
паJIки (вверх, вниз, вперёд,
положениями
L
с
лёяtа)
различЕыми
IIалку. Круги и выкруты, уtrражнения
через
шерепрыгивание
перешагивание и
через головУ, межДу
"""o"'{iй";Yri}'}Hli3i"u""u"r"*", броски мяча руками из-за головы
Соревнование на
с партнером из различньIх положений,
и
кругу
по
мяча
JIовля
и
ног. Броски
и
д-"по"ru броска одной, двумя руками др,

правальной осанкu
упр аlrcненuя на форлtuрованае

ЭтиУпражненияДопЖныВкЛючаТЬсяВЗаняТияВсехГрУППЗаниМаюЩихся'ТаккакВ
позвоночного
рода искривления
различного
могут
боксом
развиваться
мышIц спины
процессе занятий
N{u,-u передней части теJIа и расслабление
столба, а постоянное наIIряжение
боръбы с этим iIрименяются
способствуют

развитию

IIатологии

fIозвоночника,

Для

и выпрямляя спинуподняться
вперёл _ разводя локти :
(выдох);
на носки (вдох), возвратиться в исход"о",опо*ение

;irНffiЁ'ffil}:i;*r"
l]]

It

Ёi

i

lii
iii
iiI

il,,
]l1

ilu
{l

:::rу

И.п'рУкиВВерх'ПаJIЬцы(ВзаМок))-IIоДняТьсянаноски,поВорачиВаяЛаДонивверх(вдох)(выдох);
возвратиться в исходное положение

И.п.рУкисоГнУТыисоеДиненызаспинойлаДоняминарУжУ-ЭнергиЧнораЗоГнУТъих
МаксиМаJIЬнооТВестинаЗаДЛаДоняМиВнУТрЬсоДноВременныМПоДниМаниеМнаноскии
(выдох); И,п,держась
(вдох) - вернуться в.исходное IIоложение
части
грудной
в
в
прогибанием
Поднятьсянаноски прогнувшись
зарейку гимнастической стенки,.16"n""й""""ой,исходное положение(выдох);
(вдох), вернуться в
грудной кJIетке, голова назад
12

li"

И.п. лёжа на животе, руки в стороны - прогнуться, отводя руки и голову назад.
Согнуть руки к плечам сводя лопатки. Руки вытянуть вперёд, - поднять левую руку и
правую ногу вверх, прогнувшись в tIояснице, голову назад. Сменять руку и ногу.

Взявшись за голеностопы - прогнуться в пояснице, наrlрягiul руки и ноги.
Весьма эффективны в борьбе с патологией позвоночника упражнения с гимнастической
палкой.
Щля укрепления мышц спины рекоменд).ются следующие упражнения: наклоны вперёдсо
штангой на плечах, либо с гантелями у плеч; разведение прямых рук с гантелями в стороны вверх из положения согнувшись вперёд; лёжа передней частью бёдер на скамеЙке (<<козле>,
кконе>) пятки фиксированы - сгибание и разгибание туловиIца; стоя с боку ккозла> (<коня>)
лечь грудью на него и охватить его руками - поднимание ног вверх
назад; повороты туловища со штангой в руках; стоя на небольшом возвышении подъём гири с пола, сгибая и выпрямJIяя туловиIце и т.п.
Упрааlсненuя

вр

авно

в

есаа

Упражнения на полу на уменьшенной опоре, на гимнастической скамейке, на бревне.
Ус.lrожнение упражнений путём уменьшения площади опоры, повышение высоты снаряда,
изменение исходных цоложений при движении по уменьшенной orrope. Передвижение по
уменьшенной оrrоре с различными дополнительными движениями руками, ногами,
туловиlцем. Передвижение по качаюrцейся опоре. Передвижение по уменьшенной опоре с
изменением скорости с поворота]vtи и с предметами в руках. Передвижения вперёд на фоне
раздражений вестибулярного анzrлизатора с помощью вращений головой, туловищем.
Прых<ки в глубину с поворотами, прыжки в глубину с различными движениями руками,
прыжки из различных исходньж положений, прыжки в воду с закрытыми глазами или поясе.
Поднимание на носки, передвижения, приседания с партнёром на плечах, передвижения с
гирями 16-24 кг. в руках.
Упр амснен ая dля

р аз

в

umuя б ысmр о mbt

Приводимъiе упражнения способствуют не только рЕrзвитию специальной скорости
нанесения ударов и rrередвижений, но и решают задачу борьбы с возможным образованием
скоростного барьера у занимающихся.
Передвижение в паре, при условии сохранения назначенной дистанции одним из
гtартнеров. Быстрое выполнение защит или ударов на сигнаJI тренера (свисток, хлопок, и
т,.п.). Бой с партнёром в перчатках и без них на удлиЕенной дистанции (не боевой). Нанесение
серий ударов в максимаJIьном темпе в течение 15 сек через З0 сек работы в спокойном темпе.
Jаrцита отклонами и уклонами от одиночньIх ударов, выполняемых в максимilльном темпе, то
же от двойных ударов. Совершенствование технико-тактических комбинаций с быстрым
переходом от защитньтх действий к атакующим и наоборот.
Упр аltсне

н

uя dля р аз в аmuя

в

btшo сл ав о

сmа

Развитие специirльной выносливости боксёров базируется на упражнениях обrцей
физической подготовки. Наиболее эффективны движения видов спорта, схожих по структуре

с боксом: легкоатлетические виды (метание, толкание, рчlзличные виды бега), тяжёлая
атлетика, лыжный спорт, плавание, велоспорт. Среди спортивньIх игр наиболее приемлемы
гандбол, баскетбол, регби, причём направленное развитие выносливости tIредусматривает

lз

a,ъ

доведение времени игры до 1,5 часов и более.
Упр actcH ен ая dля р аз в umuя ло в ко сmш
Развитие ловкости у боксёров может идти при работе на специаJIьных
снарядах, так и при работе в паре с партнёром.
Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий
Ударов по tIневматической груше в различных направлениях,

Упр аuснен uе dля р аз в umuя

uб ко

способствуют

боксеров

гибкости

СПеЦИаJТЬной

Развитию

z

сmu
как

упражнения

так

общей,

и

специыIьной подготовки. Их применение призвано обеспечить подвижность позвоночного
столба, сустава при укреплении мышечно-связочного аппарата, Этому способствует
и
выполнение движений с большой амплитУДОЙ и исrrользование доIIолнительньIх грузов
сопротивлений из средств общей физической подготовки. основными средствами развития
специальной

гибкости

являются

упражнения

в

наклонах,отклонах,

(нырках)9

выполняемых

как под одиночные, так и серии ударов.
Упр алtсненuя dля роз в umuя равнов есuя

эффективное выполнение технико-тактических приемов существенно зависит от
к сохранению
уровня развития вестибулярной системы боксеров, влияющей на способность
подвижнОго равноВесия В процессе ведениЯ rrоединкоВ. ,ЩинамиЧеское paBнoBecpre lii p:rl: i
основную роль в Irрактике бокса, так как выполнение технических действий проходит на фоне
IIостоянных перемещений.
2-м
совершенствование динамического равновесия должно проходить

по

направлениям:

1).

Тренировка систем, способств}.ющих сохранению равновесия (зрительная

ориентация,коорлинация мышечньIх усилий, связанных с рецепцией кожи стопы и связочного
аппарата суставов). С этой целью использ},ются упражнения с учетом времени их выполнения
,u**Ъ, как быстрое хождение шо предмета]\{ с малой ппоIцадью оrrоры (гимнастическое
бревно, бру", ((кочки)>, канаТ и т.п,), исключиВ зрительную ориентацию; упражнения в
балансировании (на качелях, <<в бочке> и т.п.).
Снижение отрицательных влияний на процесс сохранения равновесия со стороны
2).
вестибулярной системы, путем повышения ее адаптации к специфическим боксерским

движенияМ. Для этого в процессе р:Lзминки применяются следующие упражнения:
продвижеНие вперед (5-6 см) после выполнения различньIх вращений, поворот, наклоны
головой и туловищем; продвижение вперед с одновременным выполнениеМ враrцениil,
поворотов, наклонов головой и туловиlцем с послеДуюlцим прохождением отрезков (5-б см),
исключив зрительную ориентацию. Многоразовое выполнеНИе ОТКЛОНОВ,- УКЛОНОВ,
(нырков)), сайдстепов, выполняемых в основной части тренировочных занятий, также
сttособствуют tIовышению адаптации вестибулярного анализатора, что важно приподготовке

соревнований, т.е. одновременно совершенствуется техника защитньIх движений.
Кроме того, в заключительной части занятий необходимо давать упражнения (в виде
комбинированных эстафет) с сильными вестибулярными нагрузками: многочисленные
кувырки, вращения в полу наклоне и приседе на одной ноге (вторая отставлена в сторону),
гимнастическое (колесо), упражнения парной гимнастики. Щелесообразно исIIользовать в
процессе размиЕкИ и упражНений преимущественного воздействия на различные отделы

вестибулярной системы.

l,i

]1

n
;l

||.

}
Упражнения для тренировки равновесия необходимо применять в tIроцессе занятиивсех
периодов и во всех группах занимающихся, т.к. тренируюпrий эффект проходит после 2-х
недельного перерыва.

з.з.

Педагогический мониторинг эффективности учебно-тренировочного

процесса
освоенияпрограммного
щля оценки эффективности тренировочного процесса, качества
материаJIа и уровIIя физичеокой подготовленности использ}.ют метод rrедагогич9ского
наблюдения.
Важнейшие требования к педагогическому наблюдению
:

планомерность;
целенаправленность;
систематичность.

количественные показатели освоения программы оценивается

по журналу

учета
по
результатам
Ilосещения тренировоlIньж занятий. Качественные показатеJIи определяются
по
ОФП.
выполнения контрольно-переводных нормативов

струкryра занятия Тренировочное занятие строится по типу, типовой

структуры

занятий.
поdzоmовltmельная часmь. ,щанная часть тренировочного занятия вводит детеи в раооту,
которая запланирована, организует Их, устанавливает контакт между детьми и
преподавателем. ОрганизМ спортсмена подготавливается к выполнению предстоящей
основной части урока.
физической нагрузке, Т. е. к выполнению более сложных упражнений
первоЙ частИ урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая
Дrrп
"од.РжаниЯ
ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность
реакции, на внимание и другие. Главная задача этой части занятия
четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти
включать
упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в один урок
многО cTpoeвblx уrrражненИй и нельзЯ даватЬ все время одни и те же движения.
основная часmь. Задача основной части занятия - овладение главными, жизненнонеобходимыми и специ1льными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида
бокс. Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и
пространстве, координации движений, силы) быстроты, устойчивости, самостоятельности и
других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие

традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упра}кнения
для развития быстроты и точности, дьжательные уlrражнения, но и специальные упражнения.
кроме упражнений для развития обrцей выносливости, мышечной памяти, применяются
упражнения, развив€lющие творческоемышление.
закпючumельная часmь. Задачи этой части занятия - завершить работу постепенным
снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. основные
средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.

Методические указания к проведению контрольно-переводньш нормативов по оФп. с
целью определения уровня общей физической подготовленности rIаJцихся спортивнооздоровительных организуется прием контрольно-переводных нормативов ежегодно, 2 разав
в начаде и конце учебного года. Оценивается индивидуальнаlI динамика ypoBHrI
год
физической подготовленности.
сдача контрольных нормативов проводится во время тренировочного занятия,
i5

r,

содержание которого полностью посвящено определению

уровня

физической

подготовленности.

методика выполнения и приема контрольно-переводных нормативов

I. Беz на 30,

500, 1000 меmров

выполняется

по беговой дорожке (старт

гrроизвольный) Результат фиксируется с

помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды
2. Прьtлtсок в dлану с.uесmа
Выполняется С места от стартоВой линии TOJITIKOM дв}х ног со взмахом рук. ,Щлина
прыжкаизмеряетоя в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки касания в момент
.rр"aarпarпия любой точки тела. .Щается 2 попытки, засчитывается лучший результат. При
(заступе) попытка засчитывается при нулевом результате.
Поdmяzuванае на переючаduне
Выполняется из виса хватом сверху нетrрерывным движением, до положения подбородка
выше уровня перекладины и опусканием в вис до полного выпрямления рук.

3.

не допускается поочередное сгибание Рук, рывки ногами, туповищем, раскачивания, неполное
выпрямление рук в гIоложение виса. Пауза между подтягиваниями не более 5 сек,
4.
Сzuбанuе а разzабанuе рук в упоре ле)tса (оmнсu.lwаная)
Выполняется иЗ упора лежа, голова, туловипде и ноги составляют прямую JIиник).
ширина плеч. Сгибание рук выполняется до положения прямого
ширинапостановки рук
полного
угла В локтевых суставах, разгибание производится одновременно двумя руками до
выпрямления рук без нарушения прямой линии тела. Щается 1 попытка. Пауза между
nouiopu*" *r. Ъоrr"" 3 сек. ФиксируеТся количество отжИмаrrий при условии соблюдения
техники выполнения упражнения.
5. Упрахсненuе на zuбкосmь
вышолняется наклон из попожения стоя на возвышении (ло 30 см) с фиксацией не менее
2сек. ИзмеряетСя расстояНие оТ линии опоры до уровня средних пальцев обеих рук. .Щается2
попытки. Результат не учитывается при сгибании ног в коленях,
6. Поdнtллоанuе но2 на uлвеdской сmенке
выполняется из положения виса на шведской стенке. Поднимаются прямые ноги на
высоту 90" и выше. Зас.мтывается количество раз.
4.

Главной

ВОСШИТАТЕЛЪНАЯ РАБОТА

задачей в занятии с юными

спортсменами

является воспитание

и

морЕlльных

Трудолюбия. Важную роль в
качеств, чувотва коллективизма, дисциплинированности
нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование
чувства ответственности перед товарищами, обществом и нравственных качеств личности
должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое
соблюденИе правиЛ тренировКи и учасТия в соревнованиях, четкое исполнение указаний
тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это обращать внимание тренер-

j

преподаватель. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренерапреподавателя. Тренер-преподаватель, работающий с юными спортсмеЕами, должен быть
особенно принципиilльным и честным, требовательными и добрьrм, любить свою работу,
всегдадоводить начатое дело до конца.

j

l

i

lб

r.

воспитательнаJI работа в процессе тренировочной деятельности должна быть направлена
на развитие и совершенствование значимых свойств личности. она включает мероприятия,
которые обеспечивают решение задач по формированиюкультуры здорового и безопасного
образа жизни, воспитания гражданственности и патриотизма.
ПсихологическаlI

подготовка на данном этапе выступает как воспитательный

процесс.

IJентра,тьной фигурой этого процесса является тренер-преподаватель, который не
ограничивает свои воспитательные фуъкции лишь руководством поведением юньж
cI]opTcMeHoB во время учебно-тренировочных занятий и соревнований. На спортивнооздоровиТельноМ этапе важнейшей задачей общей психологической подготовки явJIяется
Важно с самого начала
формирование спортивного интереса, дисциплины, самооценки.
спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать
специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением
lренировочных занятий. На KoHKpeTHbIx примерах нужно убеждать юньIх спортсменов, что

Психологическаl{ подготовка в
успех в современном спорте во многом зависит от трудолюбия.
группах направлена на преодоление чувства страха перед
спортивно-оздоровительньIх
соперником, на воспитание умения проявлять волю, терпеть устilлость и превозмогать боль.
тренер-преподаватель должен успешно сочетать задачи физического и общего воспитаЕия.

5.

1 .

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОР]ЧIАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
5.1. Список литературы
Беленький А. Бокс. Большие чемпионы.- М.:,2008

2. Бокс. Правила соревнований. - M.i Федерация бокса России, 2013.

З. Бокс. ЭнциклопедияllСоставитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терраспорт, 1998

4.

Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П.
,Г{егтярева. ФиС, 2006.
5. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Щиргиладзе; под ред. Л.Н, Сальникова,
м.,2005.
6. Щопинг-контроль: что нужно знать каждому (информационные материалы для
спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). - М.: олимпия Пресс,20Iз.
7, озолин Н.Г. НастольЕая книга тренера: Наука побеждать. ооО <<Издательство
Астрель>; ООО <ИздатеJIьство АСТ), 2008.
8. Современная система подготовки боксёров/ В.И.Филимонов., М.,2009

-

9.

Федера,тьный стандарт спортивной подготовки IIо виду спорта бокс М.,201Зг.
10.Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обуrения и совершеЕствоваIIия. - М.:
иI{сАн, 2007.
l l. Филимонов В.И. CoBpeMeHHaJ{ система подготовки боксёров.- М.:,2009

12.

20l0..

Ширяев д.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Изд-во кIТlатон>,

lз.

Щитов В.К. Бокс. Основы техники бокса.- Р.:, 200814.minstЦt.qov-ru
Всероссийский реестр видов спорта.

11

5.2. Ресурсное обеспечение
5.2.

программы

1.Материально-техническое обеспечение.
Занятия боксом проводятся в спортивном

данной

1.

,,

3.
4.
5.
6.

7.

за-llе. Щля

успешной
rтрограммы необходимо след}тощееоборулование:

реаJIизации

и

Ринг боксерский,
Боксерские груши,
Боксер'ские перчатки,
Гантели,
l онг,
Секундомер,
Скака,тки.

5.2.2. Кадровое обеспечение.
тренеры-преподаватели, обеспечивающие тренировочный процесс должны иметь
соответств}тощую профессиональную квалификацию, irодтвержденную документами,
оформленными в установленном порядке, а также регулярно проходить курсы
повышенияква_пификации.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».